ГЛАВНАЯ                           

Урок. Окружающий мир в 1 классе

Тема: Теремок «Смекалка».

Методические рекомендации: занятие расширяет представления детей об обитателях леса; развивает внимание, память, мышление, пространственную ориентацию; воспитывает чувство доброты, формирует элементарные навыки поведения в лесу.

Оборудование: рисунки мухи, блохи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя или таблички с названиями данных животных; рисунки цветов, состоящих из геометрических фигур, цветные карандаши, бумага.

 Учитель: всем известна русская народная сказка «Теремок». А я вам предлагаю «Теремок» на новый лад. Называется она «Теремок» Смекалка». Вспомним главных действующих лиц «Теремка».

    Разминка:

1)      Целый день летает, всем надоедает

Ночь настает, тогда перестает. (Муха)

2)      Ее подковал Левша. (Блоха)

3)      Придет месяц май, вылетит птица в рай

Нос, как спица, саму чуть видно,

А голос слышно. (Комар)

4)      Зубы точит, дверь в полу сделать хочет. (Мышь)

5)      Сестра жабы. (Лягушка)

6)      Косоглазый, маленький, в белой шубе, в валенках. (Заяц)

7)      Рыжая плутовка, хитрая да ловкая

В сарай попала – всех кур пересчитала. (Лиса)

8)      Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный. (Волк)

9)      Летом бродит без дороги между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)

Учитель. Итак, начинает сказка сказываться…

Построила муха в лесу теремок и назвала его «Теремок» Смекалка», даже вывеску, написанную крупными буквами, на терем повесила, чтобы все знали, что живет в нем не обычная муха, а любознательная и  сообразительная.

            И вот как-то бежит мимо теремка блоха – попрыгуха и стучится:

-         Кто, кто в теремочке живет?

-         Я, муха – горюха. А ты кто?

-         Я, блоха – попрыгуха. Пусти меня к себе жить.

-         Пущу, если ты мое задание выполнишь.

-         Постараюсь

-         Мы с тобой в лесу живем, значит должны хорошо знать лес и его обитателей. Ответь-ка на вопросы.

Вопросы:

1)      про какого зверя говорят, что его ноги кормят? (Про волка)

2)      Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)

3)      Что делает зимой заяц? (Спит)

4)      Какой лесной зверь сушит себе на деревьях грибы? (Белка)

5)      Какая птица в лесу самая болтливая? (Сорока)

 Учитель. Стали они жить вдвоем.

            Летит мимо комар-пискун и просится в теремок

            Муха говорит:

-         Пустим, если ты мое задание выполнишь:

Возьмите цветные карандаши и раскрасьте части цветка таким образом:

Красный лепесток – под номером 1.

Синий – слева от него.

Коричневый находится внизу.

Зеленый лепесток предшествует коричневому лепестку.

Оранжевый находится между синим и красным

Сердцевина – желтая.

Учитель. Стали они жить втроем.

Бежит мышка – норушка и стучится в теремок:

-  Кто, кто в теремочке живет?

Ребята, глядя на рисунки героев сказки, продолжите разговор мышки – норушки с обитателями теремка. (Дети продолжают разговор).

   …Говорит муха:

-         посмотри на рисунки цветов и скажи, какие геометрические фигуры ты видишь.

Учитель: Не хотите ли помочь маленькой мышке? (Дети выполняют задание)

Думаю, теперь мышку пустят в теремок.

А кто скажет, как надо обращаться с цветами в лесу? (Ответы детей). Послушайте замечательное стихотворение:

            Я должен над цветами наклониться

            Не для того, чтоб рвать или срезать,

            А чтоб увидеть добрые их лица

            И доброе лицо им показать. (С. Вургун)

… Стали они жить вчетвером.

Скачет мимо лягушка – квакушка, стучится в теремок и просится жить.

Но ее пустят, если она выполнит задание.

-         Ребята, давайте поможем лягушке – квакушке.

Я буду называть слова, а вам надо исключить лишнее слово и объяснить свой выбор.

            Волк, лиса, заяц, медведь.

            Лиса, волк, баран, заяц.

            Белка, сорока, крот, еж.

…Стали они жить впятером.

Учитель. Идет зайчик – побегайчик.

Ребята поддержите беседу зайчика с героями сказки.

…Говорит муха:

            -Отгадай загадки о лесных ягодах.

Учитель. Требуется ваша поддержка, ребята!

            Под листом на каждой ветке

            Сидят маленькие детки.

            Тот, кто деток соберет,

            Руки вымажет и рот. (Черника)

 

            Подмигнет тебе украдкой

            Из травы фонарик сладкий. (Земляника)

  

            Красненькая матрешка,

            Беленько сердечко. (Малина)

  

            Я красна, я кисла,

            На болоте я росла.

            Дозревала под снежком.

            Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Учитель. Стали они жить вшестером.

                Бежит мимо лисичка – сестричка…

Говорит муха:

-         Давай с тобой поиграем в игру «Съедобное – несъедобное». Я буду называть грибы. Если они съедобные – похлопаем, а если нет – потопаем.

-         Ребята, давайте мы тоже поиграем, заодно и лисичке – сестричке подскажем!

 

Масленок, моховик, поганка, боровик, волнушка, хлопушка (это не гриб), шампиньон, лисичка, подберезовик, сыроежка, мухомор, груздь, рыжик, чижик (это не гриб), опенок, слоненок (не гриб).

…Стали они жить всемером.

Идет мимо волчище – серый хвостище.

            Говорит муха:

-         Отгадай загадки про грибы.

-         Ребята, поможем серому волку?

 

Этот гриб красив, хорош.

На опавший лист похож.

Как березка, ножка,

Виден он с дорожки. (Подберезовик)

 Пока дети – каждый в берете.

Повзрослели – шляпки недели. (Рыжики)

 

Нет дружней грибов, чем эти.

Знают взрослые и дети:

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

 

Он в лесу стоял, никто его не брал

В красной шапке модной никуда не годный. (Мухомор)

 

Учитель: Дети, кто скажет, можно ли сбивать несъедобные грибы? Почему?

             Если вы сомневаетесь, съедобный гриб или нет, вспомните правило грибников: «Неизвестный тебе гриб – не твой гриб!».

… стали они жить ввосьмером.

Идет медведь косолапый и ревет во всю мочь:

-         Кто, кто в тереме живет?

Испугалась муха грозного голоса медведя косолапого и решила загадать ему самое трудное задание.

-         ребята, давайте вспомним, что случилось, когда медведь разрешили поселиться в теремке.

Игра «Да» или «Нет»?

1.      Ворона – перелетная птица (-)

2.      скворцы прилетают к нам осенью (-)

3.      Грач открывает весну (+)

4.      Жаворонок любит петь над полем (+)

5.      Кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнезда (+)

6.      Дятел – санитар леса (+)

7.      Соловей – очень красивая птица (-)

8.      сорока – молчаливая птичка (-)

9.      Трясогузка трясет хвостиком (+)

10.  Синичка любит сало (+)

Учитель. Ушел медведь искать себе другой дом – берлогу. А теремок «Смекалка» до сих пор                  стоит.

Итог занятия. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

 

Hosted by uCoz